«Я прошёл войну, и смерти не боюсь…» (к 75-летию Великой Победы)
посмотрело: 533 чел.

«Я прошёл войну, и смерти не боюсь…» (к 75-летию Великой Победы)Жены фронтовиков… Для них мужья не уходят в вечность, а просто перестают быть рядом. Виталия Филипповича Трубина не стало в январе 2005, но для супруги Оксаны Ивановны Харченко память о нём вечно жива. О боевом пути фронтовика и их долгой совместной жизни она поведала читателям газеты «Новое время».

«О том, как муж жил до нашего знакомства, знаю с его слов. Виталий Филиппович Трубин родился в 1926 году недалеко от Ташкента. Когда началась война, прибавил себе год и ушёл на фронт: считал своим долгом защищать Родину от захватчиков. Воевал на Втором Украинском фронте, был разведчиком. В 1944-м участвовал в освобождении Молдавии. Нередко рассказывал мне о том, как потерял руку. Это произошло весной, когда Красная Армия уже освободила левый берег Днестра. Виталия отправили за «языком» в село Оланешты. Под обстрелом со стороны противника ему пришлось переходить вброд реку, по которой течение несло льдины. Боец получил обморожение, был тяжело ранен, позже пришлось ампутировать ему левую руку. И все-таки разведчик добыл «языка», от которого командование получило ценные сведения. Недаром впоследствии жители Оланешт присвоили ему звание почётного гражданина своего села.

А я появилась на свет в Сквирском районе Киевской области в 1930 году. Окончила Киевский педагогический институт, начала работать в селе Антонов в своём районе. Через несколько лет мой будущий муж, выпускник Ташкентского педагогического института, приехал туда по направлению. У Виталика были блестящие результаты в учёбе, он с отличием окончил вуз. Его хотели оставить работать в Узбекистане, но он решил продолжить педагогическую практику на Украине.

Там и завязалось наше знакомство, переросшее в любовь, которая жива и поныне. Оба преподавали русский язык и литературу, снимали жильё неподалёку друг от друга, вместе ходили на работу. В 1960-м мы поженились. Через всю жизнь мы прошли с Виталием рука об руку.

Мой брат, который жил в Бендерах, предложил нам переехать в этот замечательный город. Мы стали собираться, но руководство областного отдела народного образования не сразу согласилось отпустить Виталия. Там ценили высококвалифицированного молодого специалиста. Он знал даже узбекский, иранский языки, понимал арабский.

Тем не менее, в 1963-м мы уже устроились на новом месте: я – в СШ №10, муж – в СШ№6. Так Виталий Филиппович оказался в 50 километрах от места, где когда-то потерял руку.

В первые годы нашей семье пришлось трудно. Дети были совсем маленькие: сыну Васе исполнилось всего три года, дочке Наташе – девять месяцев. Мне даже приходилось брать ее с собой на уроки. Она мирно спала в коляске, пока ученики писали диктанты.

Виталий Филиппович всегда был вежлив, выдержан. При немалом росте и весе он обладал удивительно приятным «бархатным» голосом. Его уцелевшая правая рука оказалась поистине «золотой». Всю мужскую работу по дому он делал сам.

Не забывали Трубина и в Оланештах. Каждый год 9 Мая он ездил туда на митинг, его встречали хлебом и солью.

Виталий был человеком с активной гражданской и жизненной позицией, завсегдатай собраний в колхозе, встреч в школьном клубе. Ветеран педагогики и гордость школы №6, он оставил нас в январе 2005 года. Одними из последних слов Виталика была фраза: «Я прошёл войну и повидал немало смертей, поэтому собственной не боюсь. Но как будет без меня моя Оксана?»

Подготовили Артём Белянский, Игорь Ривненко



Видео недели